Dota 2 — Линии :: Job or Game

Dota 2 — Линии

Дота 2 линии

В Dota 2, как и во многих моба играх, есть три основных направления, это так называемые линии. По линиям передвигаются крипы и на них же расположены башни, которые необходимо уничтожить для того, чтобы в последствии разрушить главное строение врага и выиграть в матче. Линии являются основным источником золота и опыта, так же на них происходит огромное количество сражений. На 3 линии в вашей команде есть 5 героев и очень важно правильно распределить их и возможно получить преимущество за счет грамотной расстановки сил. Само собой для того, чтобы правильно выбрать линию, нужно понимать плюсы и минусы каждой линии и знать какие герои вообще подходят для каждой позиции.

Важно понимать, что правильная расстановка сил на начальном этапе игры является основополагающим фактором для всей предстоящей игры. Если допустим ваша команда терпит поражения на всех трех линиях, то в будущем исправить эту ситуацию будет практически невозможно и в конечном итоге вы просто проиграете. Очень часто используется понятие "проиграть" или "выиграть" линию. Для начала разберем, что это означает. Выиграть линию, это означает, что вы на начальном этапе игры смогли получить больше золота и опыта. Достигается это разными способами:

  • Убийство врагов - данный способ является самым сложным и зависит от множества факторов. Конечно убив вражеского героя вы получаете преимущество, так как вы сразу же получаете золото и опыт, а противник тратит время на то, что бы вернуться на линию и соответственно теряет фарм и часть накопленного золота, но как уже было сказано выше, эта не всегда возможно.
  • Зонирование (Зонинг) - зонирование, это когда вы постоянно атакуете (харасите) врага таким образом, что ему приходится отступать назад на такое расстояние (1200), что он не только не добивает крипов, но еще и не получает опыта. Само собой при этом вы продолжаете фармить и добивать всех крипов. Таким образом создается огромная разница в фарме и в конечном итоге враг будет вынужден уйти с линии или просить помощи у союзников, иначе он будет просто терять время и ничего не получать.
  • Доминирование в добивании крипов - безусловно, не все герои, способны убивать или как то эффективно харасить врага, но зато они могут очень хорошо добивать чужих и своих крипов. К примеру такие герои как: Outworld Devourer, Templar Assassin или Invoker, могут наносить минимальный урон врагу на линии, но в конечном итоге выиграть линию за счет более эффективного фарма. Другими словами подобные герои максимально хорошо добивают всех крипов на линии, в том числе и своих и тем самым не дают нормально фармить врагу.
  • Срывание фарма врага - бывают ситуации, когда вы стоите в невыгодном положении и в принципе нет возможности нормально фармить. Например такая ситуация может возникнуть на сложной линии. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации, это постараться максимально помешать фарму врага. Можно пытаться добивать своих крипов или вынуждать врага нападать на вас, но само собой ни в коем случае не умирать. Тратя время на безуспешные атаки, враг в любом случае будет пропускать крипов и меньше фармить. В это время на другой линии (например легкой) ваши союзники будут иметь численное преимущество и возможно противник на их линии не будет столь активным и таким образом вы своего рода выигрываете линию. Да, враг фармит больше вас на линии, но не больше чем допустим ваш керри герой на другой линии. Таким образом вы как бы создаете разрыв между фармом вражеского керри героя и союзного керри на другой линии.

Теперь давайте более подробно погорим о каждой линии и о том, как вообще лучше распределить свои силы и расставить героев.

Центральная линия

Центральная линия имеет очень выгодное стратегическое положение. Дело в том, что герой с центральной линии может быстро добраться до любой боковой линии и например неожиданно напасть на врагов. Также стоит понимать, что вражеские герои с боковых линий обязательно будут думать о том, чтобы напасть на центральную линию, так как для них она является ближайшей. Тем не менее центральная линия является наиболее безопасной, так как вы находится в непосредственной близости от своей башни и можете быстро до нее добежать. Также герой на центральной линии может эффективно использовать руны, которые появляются на воде. При правильном использовании, руны дают очень хорошее преимущество и могут быть решающим фактором во время убийства врагов. Правильная расстановка вардов ( Observer Ward) около центральной линии помогает очень хорошо контролировать ситуацию на всей карте, так как враги очень часто перемещаются именно через центр. Само собой варды не раз спасут жизнь мидеру и дадут возможность более эффективно контролировать руны. Именно по этой причине на начальном этапе игры очень часто варды в первую очередь устанавливаются около рун и соответственно центра. Чаще всего на центральной линии стоит один герой, но также возможны и другие варианты. Ниже мы рассмотрим все варианты построения линии.

Solo Mid (соло 1 на 1)

Учитывая то, что соло линия является более менее безопасной и герой может стоять на ней очень долго, без каких либо лишних телодвижений, на эту линию можно поставить героя, который будет иметь хороший потенциал после начального этапа игры. То есть на центральную линию хорошо ставить героев, которым нужен начальный фарм и опыт, чтобы в последствии доминировать на карте за счет постоянных гангов или какого нибудь очень хорошего влияния на командные бои. Конечно же на центральную линию нужно выбирать таких героев, которые смогут не просто противостоять врагу, но и выиграть линию. Даже если герой имеет плохую мобильность и у него нету каких то хороших умений для побега, он все равно может нормально выстоять на центре. Главное при этом хорошо следить за картой и в случае опасности быстро отходить к своей башне. Также вам могут сильно помочь ваши союзники, если будут вовремя использовать телепорт ( Town Portal Scroll) к башне на центральной линии и защищать вас. Подытожив все вышесказанное, на центральную линию в соло хорошо подойдут герои, которые могут получить преимущество за счет начального фарма и которые хорошо играют в ситуациях 1 на 1. Частенько такими героями являются различные полу керри. Примером хороших соло мидеров являются герои:

Само собой герой выбирается не абы какой, а в соответствии с тем кого выбрал враг и каков состав вашей команды.

Dual Mid (2 на 2 или 2 на 1)

В целом тактика дабл мида, то есть когда два союзных героя стоят на центре встречается не часто, но это вовсе не означает, что тактика плохая. Обычно тактика дуал линии используется в том случае, если вы хотите полностью взять инициативу в свои руки и не дать врагу нормально фармить. Опыт враг скорее всего получать будет, но при правильном контроле линии можно даже лишить врага и этой возможности. К примеру если вы возьмете двух нормальных героев на центр против Shadow Fiend, то он может полностью остаться без фарма и в дальнейшем врагу будет сложно компенсировать свое отставание в развитии. Само собой для данной тактики используются хорошие комбо связки героев, в которых один герой является основным фармером, а второй (скорее всего сапорт) максимально помогает своему союзнику в убийствах и зонировании врага. К примеру отличное комбо может получится из следующих героев:

Triple Mid (3 против 1)

Ставить на центр трех героев это не самая лучшая затея. Конечно вы будете доминировать на линии, но два героя будут точно страдать из-за того, что будут получать очень мало фарма и в целом их действия будут не особо эффективными. Если допустим сравнивать с легкой линей, то в данной ситуации у двух сапортов есть возможность делать отводы и фармить в лесу. На центральной же линии такой возможности нету. Таким образом ставить трех героев на центр нет никакого смысла.

Легкая линия

Легкой линией называется направление, которое граничит с вашим лесом. Таким образом легкая линия для обоих команд как бы разная. Для команды Света (которая начинает в левом нижнем углу) легкой линией будет нижняя, а для команды Тьмы (которая начинает в правом верхнем углу) легкая линия будет соответственно верхняя. Из названия становится ясно, что легкая линия является самой безопасной. Дело в том, что если враги захотят неожиданно напасть на вас, то сделать это будет достаточно тяжело, так как противникам придется пройти по вашему лесу и скорее всего вы их заметите за счет вардов. Легкая линия очень хорошо подходит для того, чтобы поставить на нее какого нибудь героя, которому нужен начальный фарм (например керри герой). Легка также хороша тем, что за счет леса, вы можете делать постоянно отводы нейтральных монстров и тем самым мешать фарму врага и вынуждать его отдалятся от своей башни или же оставаться в отдалении и не получать даже опыта.

Solo Safe Lane (соло)

Под Solo Safe Lane мы будем понимать ситуацию когда на линии стоит один ваш герой против одного врага. Конечно такое построение линии встречается не часто, но все же оно может быть очень эффективным. Само собой в соло на линию обычно идет какой нибудь керри герой, которому нужно много фарма золота и опыта и при этом он точно сможет выиграть линию. Если вашему керри герою удается выстоять на линии хорошо и он явно доминирует, не давая врагу нормально фармить, то в конечном итоге это будет очень выгодно, так как союзник получит быстрее определенные уровни, а свободные союзники смогут помогать другим линиям, а не охранять керри. Само собой подойдет не любой керри. Лучше всего брать такого героя, который сможет очень хорошо контролировать линию и при этом очень хорошо масштабируется за счет артефактов и уровня. К примеру в соло на легкую линию могут подойти такие герои как:

Dual Safe Lane

Данное построение линии является одним из самых популярных в пабах. Само собой на легкую линию обычно идет какой то мощный керри герой и вместе с ним направляется сапорт, который всячески помогает своему союзнику. Обычно в такой ситуации два героя на легкой линии противостоят одному герою на сложной линии. При этом союзный сапорт может не только стоять на линии и помогать своему керри, но еще и делать отводы нейтральных монстров и тем самым вынуждая врага воевать в непосредственной близости от вашей башни. Таким образом можно создать очень хорошие условия для керри героя и не подвергать его риску. К тому же враг будет постоянно испытывать трудности с тем, что будет получать меньше фарма и в конечном итоге керри может даже опережать его по уровню. Если сапорт и керри имеют хорошее комбо и могут убивать врага на линии, то это конечно будет хорошо, но вовсе не обязательно. Порой достаточно лишь харасить врага и зонировать его от крипов и просто хорошо фармить. Комбинаций героев на самом деле может быть огромное количество. Ниже будут приведены несколько вариантов того, какие герои будут отлично сочетаться друг с другом и вы можете извлечь выгоду от их присутствия на одной линии.

Triple Safe Lane (Защитная линия)

Под Triple Safe Lane мы будем понимать ситуацию когда ваши три героя стоят на линии против одного. Данное построение линии является очень популярным среди профессиональных игроков. Дело в том, что 3 героя на линии могут создать абсолютную доминацию и противник будет получать минимальный фарм. Как правило на линию идет один мощный керри герой, который будет абсолютно свободно и безопасно добивать всех крипов и два союзных сапорта. Желательно чтобы все три героя имели хорошее сочетание друг с другом. То есть если например враг подходит близко, то атака одного из сапортов плавно переходила в мощное комбо, способное легко убить противника. Таким образом создается ситуация, что враг не может даже близко подойти, потому что малейшая ошибка будет стоить ему жизни. Такое построение линии выгодно еще и тем, что на линии может остаться лишь один сапорт для охраны, а второй начнет активно использовать отводы нейтральных крипов, что бы получить дополнительный фарм золота и опыта. То есть, если вы видите, что враг уже запуган и не подходит близко, то один из сапортов уходит в лес и фармит. Также возможен вариант, что оба сапорта начинают активно фармить лес. При этом враг все равно не сможет полноценно стоять на линии, так как в любой момент вы можете выйти из леса и убить его. Получив дополнительный фарм в лесу и обеспечив хороший старт для керри героя, сапорты в последствии могут и вовсе уйти с линии, так как керри герой сможет уже спокойно противостоять своему врагу в одиночку. Подытожив все выше сказанное, в итоге мы получаем мощного керри героя, который свободно фармил все начало игры и как минимум одного сапорта, который смог что то нафармить в лесу и теперь может эффективно передвигаться между линиями и помогать другим союзникам. Ниже хотелось бы привести несколько примеров эффективных связок из трех героев для легкой линии.

Сложная линия

Сложной линией называется направление, которое прилегает ко вражескому лесу. Таким образом сложная линия для сил Света (команда которая начинает в левом нижнем углу) это верхняя линия, а для сил Тьмы (команда которая начинает игру в правом верхнем углу) соответственно это верхняя линия. Сложной линия называется не с проста. Дело в том, что в данной позиции у вас нет возможности фармить лес или делать отводы и вы можете довольствоваться только опытом и золотом с линии. Также на сложной линии очень опасно стоять в отдалении от собственной башни, так как в этом случае у врагов появляется огромное количество вариантов зайти вам в тыл и быстро убить. Зачастую герой, который отправляется на сложную линию не особо рассчитывает на золото, а довольствуется лишь опытом.

Solo Offlane (соло сложная линия)

Как правило именно такое построение линии используется в большинстве случаев в серьезных играх. Основная идея состоит в том, что поставить одинокого героя на линию, который будет противостоять 2-3 героям врага и тем самым сможет дать возможность организовать триплу на легкой линии или же даст возможность леснику нормально фармить в начале игры. Обычно на сложную линию идет герой, который имеет хороший механизмы для побега, то есть у него есть какие нибудь умения для того, чтобы быстро отступить назад и не умереть от рук врага. Также возможны варианты с героями, которые имеют повышенную выживаемость. Если вы стоите в соло против 2-3 героев, то не стоит рассчитывать на фарм золота. Достаточно лишь стоять на расстоянии (1200) от крипов и получать опыт. К слову говоря обычно на сложную линию отправляют героя, который не сильно зависит от фарма, но нуждается в определенном уровне, чтобы начать какие то более активные действия на карте. Если же против вас на сложной линии стоит всего один противник, тов этом случае можно даже рассчитывать на какой то фарм. Примером хороших офлейнеров являются герои:

Dual Offlane

Использование двух героев более популярно в пабах и в профессиональных играх встречается реже. Стоит понимать, что сложная позиция мене выгодна чем линия ваших противников и вы постоянно подвергаете себя опасности ганга. Таким образом на сложную линию не стоит ставить кого попало. Лучше всего использовать более менее живучих героев, которые будут составлять комбо. Само собой один герой будет забирать весь фарм, то есть добивать всех крипов, а второй (чаще сапорт) должен просто охранять своего союзника и при необходимости помогать в убийстве врагов. Ниже хотелось бы предложить вам несколько вариантов сочетания героев, которые могут отлично подойти для сложной линии.

Triple Offlane (Наступательная линия)

Обычно такое построение линии очень редко используется в пабах, но достаточно часто применяется в более серьезных профессиональных играх. Основная идея заключается в том, чтобы создать две соло линии для двух героев, которые могут более менее безопасно стоять и фармить в начале игры. Сама же трипла на сложной линии обычно собирается из мощных героев, которое хорошо сочетаются друг с другом и способны считанные секунды убивать врагов. Таким образом достигается эффект, что на сложной линии создается основное давление вашей команды в начале игры и если против вас также стоит трипла, то именно здесь будут происходить основные битвы в первые минуты игры. Подбирать героев лучше таким образом, чтобы они имели хороший потенциал для убийства. Пассивной фарм на сложной линии будет невыгоден, так как враги могут просто начать делать отводы и в этом случае вы начнете уступать противнику по фарму и в конечном итоге проиграете линию. Другими словами необходимо создать комбинацию из трех агрессивных героев. Само собой от того, как сыграет ваша сложная линия будет во многом зависеть вся последующая игра. Ниже хочу предложить вам несколько вариантов триплы для сложной линии.

Лес

Хотя лес и не является полосой, все же возможность фарма в лесу стоит всегда учитывать когда вы начинаете планировать стратегию на игру. Дело в том, что в Доте есть целый ряд героев, которые могут очень эффективно фармить лес и в итоге ваша команда может получить полноценного героя, который получит столько опыта и золота, как будто он стоял на какой нибудь соло линии. Также стоит понимать, что лес находится между двумя линиями и враг просто не сможет постоянно контролировать передвижения лесника. Таким образом лесник может создавать благоприятные ситуации для убийства врага, то есть осуществлять неожиданные ганги. Стоит понимать, что наличие лесника автоматически приводит к тому, что на одной из линий будет численное преимущество со стороны врага и ваши союзники возможно будут испытывать проблемы. То есть нужно строить линии таким образом, чтобы рассчитывать на то, что где то линия будет немного страдать, но не будет проиграна. Другими словами наличие лесника не должно приводить к тому, что в первые же минуты игры одна из линий быстро спушивается и враг получает большое преимущество по золоту. Распространенными героями, которые часто начинают игру в лесу, являются:

Вопрос правильного построения линий, также как и правильный пик героев, является одним важнейших в Dota 2. В статье мы лишь поверхностно коснулись того, какие бывают линии и какие примерно герои могут на них играть. В дальнейшем мы еще не раз будем возвращаться к этой теме, чтобы у вас появилось понимание того, какие герои могут эффективно играть на каждой из линий и в каком случае стоит брать лесника, а в каком триплу на сложную линию.

Mirisenda (30.10.2015) В последней строчке "...в каком случае СТОИТ лесника или триплу на сложной линии." должно быть "ставить"? A то я не совсем поняла?
Редактор (30.10.2015) Да, последнее предложение получилось не совсем корректным. Исправлено.