League of Legends — Гайд по герою Nautilus (Наутилус) :: Job or Game
Главная / Каталог игр / League of Legends / Наутилус / Гайд по герою Наутилус

League of Legends — Гайд по герою Nautilus (Наутилус)

Nautilus
Тип1 lvl18 lvl
Здоровье576.482038.5
Регенерация здоровья8.517.9
Мана4001199
Регенерация маны8.62617.1
Броня35.4699.2
Магическая защита32.153.4
Урон61117.1
Дальность атаки175175
Скорость атаки0.6130.717
Скорость передвижения325325

Passive

Q

W

E

R

Staggering Blow - отличная пассивка, которая обеспечивает дополнительный контроль. Всегда приятно своей первой атакой на некоторое время приковать противника к земле. Также пассивка наносит дополнительный урон, но он не настолько важен, как контроль. Обратите внимание, что у пассивки есть перезарядка. То есть одну цель вы можете приковать к земле не чаще, чем раз в 9/8/7/6 секунд, но никто не запрещает во время боя использовать автоатаку на разных врагов. При игре на линии пассивка играет очень важную роль, так как позволяет хорошо харасить врага в то время, пока он стоит на одном месте. Важно понимать, что пассивка именно приковывает противника к земле, а не оглушает. То есть враг лишается только способности передвигаться, но он может атаковать или использовать способности.

Dredge Line - основное применение этого умения, это возможность быстро притянуться к врагу или использовать местность для того чтобы быстро передвигаться. В плане применения умение необычное и к нему нужно привыкнуть, прежде чем вы начнете правильно его использовать. Очень часто способность используется для инициации сражения. То есть вы сначала попадаете якорем по врагу, затем простой атакой активируете пассивку и приковываете врага к земле. Далее можно добавить другие способности. Звучит конечно замечательно, но нужно понимать, что якорь летит с определенной скоростью и в некоторых случаях придется предугадывать движение врага. Обязательно нужно помнить о том, что якорь может быть использован для быстрого перемещения к какому-то объекту местности. Других умений на мобильность у чемпиона нет, так что игнорировать такую возможность точно не стоит.

Titan's Wrath - это умение является одновременно и защитным, и атакующим. Прирост мощности щита зависит от максимального запаса здоровья Наутилуса, который в свою очередь обязательно использует предметы с бонусом здоровья. Конечно, сходить с ума и покупать все только на здоровье не нужно. К плюсам способности можно отнести очень хорошую продолжительность и тот факт, что умение даже наносит небольшой урон в радиусе вокруг Наутилуса.

Riptide - это основное атакующее умение Наутилуса. При активации вокруг Наутилуса образуется поочередно 3 волны, каждая из которых наносит урон и хорошо замедляет врагов. Если противник бежит от вас, то с большой вероятностью он получает урон не от одной волны, а сразу от нескольких. Так же стоит отметить хороший радиус поражения умения, сравнительно небольшую перезарядку и в целом неплохие показатели урона. Самое главное не увлекаться умением на начальном этапе игры. Иначе вы попросту останетесь без маны.

Depth Charge - очень часто ульт Наутилуса рассматривают как умение, которое наносит урон и оглушает цель. Это конечно так, но не берут в расчет тот факт, что пока волна идет до цели, она наносит урон всем попутным целям и подкидывает их в воздух. Из-за этого правильно применить умение непросто. Вам нужно грамотно рассчитать ход волны так, чтобы она задела максимальное количество врагов. В некоторых случаях ульт можно удачно применить на вражеского керри, который зачастую стоит позади своих союзников. В итоге можно добиться того, что большое количество врагов получат урон и в самом конце вражеский дамагер будет законтролен. Волна движется не быстро, так что от части успех применения ульта будет зависеть от удачи и глупости врагов.

Выбор заклинаний:

Из заклинаний для Наутилуса обязательно следует брать Скачок, так как это заметно повысит мобильность чемпиона и появится возможность быстро сокращать дистанцию до врагов. Вторым заклинанием обычно используется либо Ignite, либо Exhaust. Огонь позволяет нанести намного больше урона и данное заклинание особенно будет актуально против врагов с каким-либо лечением. Изнурение обеспечивает дополнительный контроль и еще это заклинание можно эффективно использовать на вражеского керри или какого-то другого врага, который наносит много урона. Советую вам обязательно попробовать оба заклинания, чтобы понимать преимущества и недостатки каждого.

Порядок прокачки умений:

114151718
28101213
34579
61116

В плане порядка прокачки умений у Наутилуса очень мало вариантов. В подавляющем большинстве случаев приоритет прокачки способностей выглядит следующим образом: E-W-Q. Умение Riptide однозначно стоит максить в первую очередь. Фактически разнообразие прокачки способностей относится к первым трём уровням. То есть в самом начале игры можно прокачать практически любую способность. Крюк даст возможность начать атаку, щит позволит впитывать урон, а волна может нанести урон и замедлить сразу нескольких врагов. В первые 3 уровня вы можете прокачивать способности в разном порядке, но вот дальше уже нужно строго фокусироваться на E и затем W. Ульт само собой прокачивается по мере доступности.

Руны:

Выбор артефактов:

Для Наутилуса сапорта при стартовом закупе лучше всего использовать следующие предметы:

Пузырьки здоровья можно заменить на Refillable Potion или даже на Rejuvenation Bead. Во втором случае появится возможность быстрее купить Targon's Brace, но и риск будет выше, так как регена здоровья на линии будет заметно меньше.

В целом Наутилуса в роли сапорта собирают как какого-нибудь обычного сапорта танка и артефакты выбирают соответствующие. Преимущественно предметы покупаются на защиту (в зависимости от состава команды противника), а так же учитываются сапортские предметы. Ниже, для примера, хочу предложить вам вариант конечной сборки, которая отлично подойдет для первых игр.

С такими предметами Наутилус будет иметь хорошую выживаемость, а также будет большое количество активных опций. Само собой толк от такой сборки будет в том случае, если вы действительно будет использовать предметы вовремя.

Плюсы:

  • Хороший инициатор боя.
  • Большое количество умений контроля, которые особенно эффективны если ваша команда отступает назад.
  • Может стоять на разных позициях, хотя преимущественно его берут на роль сапорта.
  • Высокий урон в середине игры.
  • Отличный щит, который при правильном использовании не раз спасет вам жизнь.

Минусы:

  • Очень сложно стоять на линии на начальном этапе игры.
  • Низкая скорость передвижения.
  • Некоторыми умениями нужно очень точно попадать. В противном случае вы быстро растратите ману и станете бесполезны для команды.
  • Сложные в плане применения умения. Требует от игрока некоторого опыта и навыков.

Ниже хочу обратить ваше внимание на некоторых чемпионов, которые с большой вероятностью могут встретится вам и которые доставят много проблем.

Жанна относится к классическим сапортам. В её арсенале есть умения, которые защищают союзника (например Eye Of The Storm), но что более хуже, у данного чемпиона есть сразу две способности, способные остановить атаку Наутилуса при помощи якоря. Речь идет об умениях Howling Gale и Monsoon. Если противник будет обладать хорошей реакцией, то нормальной атаки с помощью якоря вообще не получится. К тому же Жанна может тут же повесить на союзника щит и тем самым минимизировать урон. Помимо этого Жанна обладает атакой дальнего боя и при игре на линии она может безболезненно харасить Наутилуса и вынуждать его отступать. Советую вам полностью сфокусироваться на фарме и надеяться на то, что враг совершит какую-то серьезную ошибку.
У Морганы, также как и у Жанны есть щит (способность Black Shield), но он в некотором смысле интереснее, так как позволяет снимать с союзника негативные эффекты контроля. Применяется щит мгновенно и одного этого умения достаточно, чтобы моментально прервать даже удачную атаку Наутилуса. Омрачает ситуацию еще и то, что Моргана скорее всего не будет просто так стоять на линии, а будет играть очень агрессивно. Моргана может с расстояния откидываться способностью Dark Binding или же просто понемногу харасить Наутилуса, используя обычную автоатаку. Лучше всего особо не лезть вперед и постараться защищать союзника всеми силами. Переиграть Моргану очень сложно, поэтому лучше добиваться того, чтобы ваш союзный керри хотя бы нормально фармил.
Нами может играть на линии крайне агрессивно, постоянно используя способности Aqua Prison и Tidecaller's Blessing. Даже если вам удается удачно использовать якорь, Нами тут же бросит вам под ноги Aqua Prison и пойдет в контрнаступление. К тому же у этого чемпиона есть лечение и ульт, которым она в будущем будет очень здорово помогать союзникам во время командного сражения. Тактика остается все такой же - просто терпим и стараемся не умирать и терять меньше здоровья
Ситуация с Лулу примерно такая же, как и с Нами. У Лулу то же есть различные умения контроля, но в отличие от Нами данный чемпион может выдавать очень хороший урон на линии и сильно харасить. Избежать урона крайне сложно, так как способности Лулу применяются быстро и бьют больно. К тому же каждая автоатака Лулу будет сопровождаться дополнительным уроном от её феи. Даже в командных сражениях очень сложно реализовать потенциал Наутилуса, так как Лулу может в ответ использовать свой ульт и мгновенно повысить выживаемость конкретного союзника. Постарайтесь более спокойно стоять на линии и лишний раз не рисковать. Возможно враг почувствует свою безнаказанность и начнет ошибаться.

Выше были указаны в основном различные сапорты маги, но и от сапортов танков Наутилус может тоже сильно получать по шапке. В качестве примера можно указать на: Rakan, Braum, Taric и Leona. Все эти чемпионы имеют в своем арсенале хорошие умения контроля и они не дадут в обиду своего керри. При том, что и их убить будет очень сложно.

Когда Наутилус появился в лиге Легенд, игроки много экспериментировали, примеряя различные роли для данного персонажа. Сначала герой активно использовался на верхней линии, потом его стали пробовать в роли лесника и закончилось это тем, что Наутилус плотно основался на нижней линии в роли сапорта. Второстепенной осталась роль соло игрока на верхней линии, а про лесного Наутилуса вообще позабыли. Такая вот чехарда обуславливается тем, что чемпион никак не вписывается ни на одну из позиций. С одной стороны у чемпиона много контроля и в целом неплохой набор способностей, но ему нужно время на раскачку и с первых же минут игры Наутилуса обычно начинают сильно гнобить. При том, что из защитных навыков у Наутилуса есть только Titan's Wrath, но слишком часто щит использовать не получится. К тому же акцент прокачки способностей все равно отдается Riptide. Иначе урона у нас просто не будет и враг не будет нас бояться. Лучше всего начать играть за Наутилуса на нижней линии, но сразу же стоит приготовиться к тому, что играть будет очень сложно. Набор способностей чемпиона намекает на то, что играть им нужно агрессивно, то есть использовать например Dredge Line в сочетании с пассивкой или Riptide. Главная тут проблема в том, что реализовать весь этот потенциал очень сложно. Более того, Наутилус очень сильно зависит от действий своего керри. Если например вы удачно попадаете якорем и летите к врагу, но в этот момент ваш союзник полностью игнорирует это, тов конечном итоге может получиться так, что вы быстро умрете. Обязательно нужно учитывать то, что союзный керри будет в первую очередь сфокусирован на фарме. Если вы например собираетесь нападать на врага, то следите за тем, чтобы это не мешало фарму. К примеру вы видите, что союзник вот-вот собирается добить катапульту. В такой момент само собой не стоит идти в атаку, так как вы поставите союзника перед сложным выбором. Если вы видите, что враг играет осторожно и вариантов для нападения нет, то лучше не лезть вперед, а спокойно отстоять линию. Наутилус очень хорошо себя показывает в командных сражениях, а игру на линии лучше просто перетерпеть. Старайтесь контролировать кусты, так как из них можно совершать хорошие атаки при помощи якоря. Если вы не уверены в своих силах или вообще только начинаете знакомство с чемпионом, то лучше вообще забыть про агрессию на старте и ждать момента, когда к вам на помощь придет союзный лесник.

Более интересной игра становится тогда, когда у Наутилуса появляется ульт. Конечно это вовсе не означает, что настал ваш звездный час, но у чемпиона хотя бы появляются неплохие возможности в плане убийства врага. Опять же, в одиночку вы все равно не сможете убить противника. Так что в первую очередь подгадывайте такой момент, когда вам точно поможет союзник на линии. Обязательно следует смотреть на миникарту. Фармить Наутилус все равно не может, так что желательно как можно чаще обращать внимание на другие линии и по возможности контролировать реку и другие важные участки карты. Если вы видите, что на линии нет шансов убить врага, то можно даже попробовать сделать вылазку на центр или подыскать жертву в другом месте. В любом случае ульт следует реализовывать как можно скорее. В крайнем случае попросите помощи у союзного лесника. Все таки у Наутилуса очень много контроля и чемпиону лишь не хватает урона, который могут обеспечить союзники. В некоторых случаях можно даже идти до конца и например заходить под вражескую башню. В середине игры у вас уже точно будут какие-то защитные предметы. К тому же часть урона сможет поглотить щит Titan's Wrath. Если вы видите, что потенциально где-то намечается бой, то вы немедленно должны выдвигаться туда и быть где-то на передовой. Именно наутилус должен впитывать весь первоначальный урон. Не стесняйтесь влетать в толпу врагов и использовать Riptide в комбинации с ультом Depth Charge. Самое главное чтобы ваши союзники были рядом и сразу же поддержали вашу инициативу. В случае успеха, то есть победы в командном сражении сразу же идите ломать строения или же помогайте союзникам забрать таких важных нейтралов, как Барон и Дракон.

На более позднем этапе игры задачи Наутилуса нисколько не меняются. Вы все также должны стоять на передовой и навязывать бой врагу. Разница лишь в том, что в затянувшейся игре вы будете более затанкованными и противники не смогут убить вас очень быстро. В сражениях желательно сфокусироваться на ульте и стараться использовать его таким образом, чтобы волна прошла через максимальное количество врагов. В некоторых случаях именно ульт может серьезно повлиять на исход боя. Все остальные способности применяйте по ситуации. Как правило Наутилус не может сфокусироваться строго на какой-то определенное цели (исключением является ульт) и нередко вам придется атаковать тех врагов, которые ближе всего стоят к вам. Тем не менее, если вы видите, что появилась возможность напасть на какого-нибудь слабенького мага или вражеского керри, то обязательно пользуйтесь этой возможностью.

В заключение хотелось бы еще раз сказать о том, что все таки Наутилус очень непростой чемпион и понравится он далеко не каждому игроку. Если вы подыскиваете себе какого-то сапорта танка, то я бы рекомендовал обратить свое внимание на каких-то других, более традиционных, чемпионов.

Обновления

24.12.2015 — Изменена сборка артефактов для всех билдов, а также исправлены некоторые недочеты.

17.04.2018 — Гайд полностью переработан.

Главная / Каталог игр / League of Legends / Наутилус / Гайд по герою Наутилус

PE4ENKYA (08.06.2015) Наутилус сейчас стоит 880RP или 4800IP
Редактор (08.06.2015) Большое спасибо, исправлено.
Ларс (05.10.2015) Сложный в плане применения умения. Да вы чё какой криворукий то не сможет попасть столько гигантским якорем то
Кот (05.03.2016) Сложный...
В рандоме полно слабоумных наутов-саппортов, которые являются адом для адк.
Одно неверное W или E и целый пак крипов может уйти в никуда. Хорошо если науту, но обычно именно в никуда. Ну а адк без денег...
При таком раскладе и сам наут становится бесполезным и своего адк утаскивает на дно... что очень иронично, но увы не смешно. =/
Echo-2 (05.08.2016) Ну да, этот якорь метр в длину, два в ширину. Вот только на линии легко зацепить миньона или выцепить какого-нибудь Алистара. А леснику сложно потому, что якорь короткий, да и метать придется на ход.
ТЫТ (14.12.2015) А будут ли стакться санфаер и джангл предмет, с тем же эффектом "выжигания" ????
Редактор (14.12.2015) Нет не будут. Будет работать только один предмет.
Бро (14.12.2015) Что то я не понял...
ТЫТ (15.12.2015) Тогда зачем людей в заблуждение вводите ? посмотрите какой вы билд предлагаете....
санфаер и джангл предмет, с тем же эффектом...(я про джанглбилд)
Редактор (15.12.2015) Так получилось, что в обновлении 5.22 из игры был удален один предмет лесника и в статьях он был заменен. Сейчас мы обновляем все гайды и пока в некоторых местах в сборках могут встречаться недочеты. Для Наутилуса сборка была заменена на более актуальную.
ТЫТ (15.12.2015) Спасибо за отзывчивость - уважаю)))
AndreyL94 (22.12.2015) В союзниках Наутилуса написано, что он не может выступать в роли сапорта на линии - для чего тогда дан билд на Наутилуса сапорта?
Редактор (22.12.2015) Вариант игры за Наутилуса сапорта появился значительно позже основного билда, а строчку про сапорта в союзниках просто забыли удалить. Спасибо, что заметили, исправлено.
Бог (23.12.2015) Интересно, а на топе он может стоять? Сейчас фрипик. Пошел экспериментировать))
ТОТ (23.12.2015) БОГ, На соревнованиях недавно вроде команда EVER поставила его на топ против Лисандры это было супер....Перефарм, сумасшедшие тп на бот... ИТОГ у него было если не вру около 2 0 18...я был впечатлен))))
ТОТ (23.12.2015) Это был кстати - IEM X Cologne они играли против Qiao Gu (Китай) а EVER - корея....
гость (17.01.2016) Не вижу смысла в Dead Man's Plate, так как замедление от заряженной тычки не будет(вы просто шарахнете обездвиживание с пассивки), а ускорение и хуком можно компенсировать. Лучше Randuin's Omen, ну или на крайняк Sunfire Cape, хотя тут тоже всё по ситуации
НЕ ТОТ (22.01.2016) напишите гайд по наутилусу на топе. постоянно хожу наутом на том и нагибаю всяких насусов и триндамиров.
oxotnikz (18.02.2016) Так опиши свой сэт для соло наута)Я пока не подобрал под себя)
MaMbO1001 (12.04.2016) Здравствуйте, хотелось бы увидеть билд на топера Наутилуса.
* * * * * (05.06.2016) Товарищи не будем забывать все плюсы в броне мертвеца.100 зарядов обеспечивают хорошую прибавку к скорости, медленном наутилусу, а сбрасывания эффектов контроля еще никому не мешали :3
kingOL (26.07.2016) Возможен ли билд на Наутилуса AD, ведь это много контроля, достаточно хороший дмг и
возможность быстро сблизиться с противником... В таком случае он может стоять соло топ и спокойно ластхитить крипов благодаря пассивке (тем самым не пропушуя лайн), при этом не получая сильного хараса (за счет щита). В таком случае он быстро будет получать лвл и покупать ключевые AD артефакты (ботинок барсерка, вампирик, сияние, танцор, меч бесконечности, кровопийцу (что будет давать тонны дамага)), потом вещи на хп и броню (молот холода, а сияние апаем в перчатку)
-- В итоге получаем много дмг, достаточно выживаемости и тонны контроля (пассивка , якорь, слоу, ульт, слоу от молота и перчатки) :)
Конечно этот вариант более фановый, но имеет место быть
P.S: в зависимости от противника можно взять щит вместо сияния (часть перчатки), или заменить молот на защиту от магии и т.д.
Echo-2 (31.07.2016) А ты попробуй и тут отпишись
kingOL (14.08.2016) Возможен, и даже больше решает в тимфайтах, чем просто кусок мяса с кк. Только его надо переделать: меч (Long Sword), 3 хилки (Health Potion), вампирик (Vampiric Scepter), берсерки(ботинки) (Berserker's Greaves), сияние (Sheen), кровопийца (The Bloodthirster), молот (Frozen Mallet), троинственный союз (Trinity Force). Это основа билда (тринити потому, что слоу от перчатки не стакается с молотом, да и урон от пассивки молота не от общей силы атаки, а от обычной (то есть ваша сила атаки без слотов)). Замечу, что весь урон в начале-средине-раннем лейте идет не от критов, а от обычной атаки и сияния. Если это не конец игры, то берем танцор (Phantom Dancer) (именно танцор, а не статик и тд. , ведь уменьшение урона врага на 12% и ускорение передвижения важнее небольшого разового урона, и , для увеличения крита, инфинити (Infinity Edge).
Echo-2 (27.11.2016) А я начинаю так: Rejuvenation Bead + хилка за 150, потом иду к гидре. У Нау ведь очень хороший реген хп. А с гидрой еще и нормальный фарм обеспечен.
Наутилус-Помпилус (03.08.2016) Вот вам короче радужный билдец на Наута на топе, я подсмотрел его у одного зарубежного ютубера, только там он собирал данный билд на Экко, но на Науте он тоже довольно неплохо сидит:
1. Rod of Ages
2. Frozen Heart либо Frozen Mallet (на ваш выбор),
3. Trinity Force
4. Spirit Visage
5. Sterak's Gage
6. Тапки на ваш выбор ибо они в билд не входят =).
С таким билдом мы имее около 4к хп (с Frozen Mallet 4,5к), достаточный для танка дамаг как со спелов (Rod of Ages) так и с руки (Trinity Force), неплохую затанкованность, ну и радужный вид данного билда =). Кстати советую попробовать этот билд и на Экко, а также неплохо еще на Волике сидит. Остальных топеров еще не тестил с данным билдом, как потестирую отпишу)
Наутилус-Помпилус (06.08.2016) Протестил кстати все это дело еще и на Физзе на топе, и знаете, ведь очень неплохо сидит на нем данный билдец, только с одной разницей: заменил Frozen Heart на Hextech Gunblade. Конечно данный вариант сильно уступает стандартному мидовому Физу по дамагу, но ведь и мы же с таким билдом должны не дамажить, а танчить =). В общем рекомендую попробовать.
kingOL (14.08.2016) Я хз, физз мой мейн, после чогата и ренгара, так что знаю как его собирать:
кольцо (Doran's Ring), 2 хилки (Health Potion), сразу идем в хекстовый меч (Hextech Gunblade) (маг вампиризм, нюк и сила умений в одном лице), далее сияние (Sheen) и боты (Boots of Speed), после некромонимекон (Morellonomicon) (решает проблемы с маной и кд), далее апаем боты на пробивание (Sorcerer's Shoes). В лейте идем в жони (Zhonya's Hourglass) и кольцо меняем на рабадон/рилай (Rabadon's Deathcap / Rylai's Crystal Scepter) (по вкусу). После апаем в лич бейн (Lich Bane) (всего 1 раз собрал фул затар за все время, так как очень редко случаются такие потные игры). По поводу танко-физза.. или бруизера (что не танк) -- не знаю, цель физза это кинуть ульт в тим файт, запрыгнуть, попутно уворачевоясь от нюков с 3 скилла, прожать 2 и первый на мейн керри, а далее флеш/жони, перед этим кинув, по надобности, хекстек в цель ульт, дабы добить, и все это надо сделать за 2-3 сек
Echo-2 (05.08.2016) Как саппорт Нау просто сказка. Максим 1 скил, покупаем зелье за 150, древний щит. В дальнейших закупах покупаем вредоносное зелье, прокачиваем древний щит и покупаем ботиночки. А потом броня, броня, броня. Желательно в первую очередь из серьезного либо броню мертвеца, либо облачение духов.
* * * * * (05.04.2017) Будет ли в будущем билд на Наутилуса-топера?
T10ri (23.05.2017) Наут в роли лесника это крутая вещь. Хочу посоветовать кое-что. Начинаем с Hunter's Talisman и 3 банок (если успеешь кайтить крипов можно фласку). Первый делом идем на синий (качаем первым w, она ресетит автоатаку и дает немного больше, чем E-шка на стартовой прокачке). Идем берем волков, а затем красный (можно перед красным птиц забрать ).
Руны: Красные - скорость атаки, Квинты - либо ап, либо броня, Желтые - я предпочитаю хп за уровень, Синие - кдр 5% + маг рез.
Совет: Сейчас E стала затратнее и лучше играть через 0-12-18 (во второй ветке берем урон по крипам, продолжительность бафов, реген маны и за убийство или асист восстановления здоровья). В третьей ветке (стойкость, урон меньше от крипов и противников, увеличение щитов и регена, уменьшение кд самонеров, уменьшение замедления от врагов и камнерожденный пакт, вроде так написал. :-D)
Сборка: Синдерхалк, Ninja Tabi или Mercury's Treads, Frozen Heart или Iceborn Gauntlet, Dead Man's Plate, Randuin's Omen (от ад сетапов ), Spirit Visage, Locket of the Iron Solari, Abyssal Scepter, и на крайняк Banshee's Veil (против магического урона).
В опции можно добавить Sterak's Gage, Gargoyle Stoneplate. Если умеешь пользоваться, то портал Zz'Rot Portal, Thornmail и Warmog's Armor.
Spee1 (03.03.2018) "то стоит задуматься оп покупке"
Редактор (04.03.2018) Исправлено.
Редактор (25.04.2018) Гайд полностью переработан.